Какие мысли приходят в голову нормальному человеку, которому говорят: «Друг! Ты уж прости, но наша фирма закрывается и через 2 месяца ты будешь уволен!»? Надеюсь нормальные люди смогут ответить на этот вопрос. Лично моя первая мысль была: «Да!!! Теперь я смогу пойти в горы не задумываясь об отпуске!». Нет, я конечно грустил и печалился по поводу закрытого проекта и вынужденного расставания с коллегами, с которыми так сроднились за много лет, но это было уже потом, а сейчас…
Собственно первое, что пришло в голову, и так давно желанное, но до сих пор не реализованное это было восхождение на самую высокую вершину Западной Европы – Монблан!
Да, это гора, а не конфеты, как некоторые подумали 🙂
И собственно даже команду искать не пришлось – Миша еще в мае сказал: «В сентябре идем на Монблан. Ты с нами?». Естественно жуткое волнение и переживание – я уже достаточно много ходил в походы, но не было еще ни одного восхождения, ни разу не держал в руках ледоруб, да и с трудом представлял как кошки одеваются на ботинки. Но у моих сомнений и колебаний не было и шанса после общения с Машей – она настолько качественно смогла передать мне эмоции, которые испытываешь в тех краях, и зарядить уверенностью в своих силах, что последние три недели перед моим первых настоящим восхождением казались вечностью! Для тех, кто не знаком с Машей, пара слов о ней – это скромная хрупкая и худенькая девочка с белыми волосами и длинными ресницами, которая залезет на любую гору, а потом на вершине еще спросит: «И это все?» 🙂
Шамони
Если я скажу, что это село в Альпах, откуда начинаются все экспедиции на Монблан и окрестные горы, то я не скажу ничего об этом месте. Именно здесь находится центр мирового альпинизма, собственно даже само название АЛЬПинизм пришло отсюда. До приезда сюда я даже не мог себе представить насколько все вокруг может быть пропитано духом гор! И дело даже не в самих горах, которые тут со всех сторон, дело в людях. За все время пребывания тут я не встретил ни одной девушки в платьице или в юбке, а вот в боевых штанах, в здоровенных трекинговых ботинках и с ледорубом за спиной – да пожалуйста! Тут просто поголовно все от состояния, когда УЖЕ может стоять на ногах и до состояния, когда ЕЩЕ может стоять на ногах, стоят на этих самых ногах и еще идут в горы! Для меня было просто немыслимо видеть такое количество стариков, которые с трудом передвигаются, но тем не менее идут ВВЕРХ до куда могут дойти! Да что говорить, тут даже собак выгуливают не на поводке, а на альпинистской веревке и с карабином на ошейнике. А центральная часть села представляет из себя не что иное, как огромный супермаркет всевозможного снаряжения, где можно зависнуть не на один день. Попадаются еще книжные лавки, но там опять же – или книги об Альпах или карты Альп. И при этом никакой суеты и шума, а только тишина, умиротворение, кристальный воздух и горы…
Восхождение на Монблан довольно стремительное и ему предшествуют два однодневных акклиматизационных выхода – один по приятному травянистому склону на высоту около 2400м, а второй на невероятно красивую и величественную гору Эгюий-дю-Миди 3842м. Подъем в оба места осуществляется на подъемнике до определенной высоты, после чего следует несколько часовая прогулка еще на пару-тройку сотен метров выше. И, если на первом выходе нет ничего технически сложного – обычный трекинг, каких было уже много, то Эгюий встречает туристов снежной вершиной и жутко мега страшным и узким гребнем прям на выходе с подъемника! «Ребята, какие горы? Какие кошки? Что с ледорубом делать? Куда веревку девать? Оставьте меня тут, на обратном пути заберете! – приблизительно такие и значительно менее цензурные выражения вырывались сами по себе после увиденного. Но бескомпромиссный голос Миши: «Оплачено. Молча вперед!» не оставляет вариантов и на трясущихся ногах мы отправляемся. Но каково же было буйство чувств, когда мы прошли этот первый и самый страшный хребет и вышли на огромнейшую равнину. Только тогда мозг смог не только бояться за сохранность тела, но и осознать все величие великолепия окружающей нас действительности!
Хоть прогулка была и недолгой, но пару человек из нашей группы все таки подхватили горняшку, ну собственно для этого мы сюда и шли – чтобы во время штурма чувствовать себя лучше.
Штурм
Как и полагается настоящему восхождению, штурм вершины происходит из штурмового лагеря, до которого нужно добраться. В нашем случае это был палаточный городок возле приюта Tete Rousse 3167м. До него мы сперва ехали на подъемнике, затем на горном трамвае, потом еще 800 метров поднимались пешком и, наконец, можно выдохнуть. Естественно мы как суровые украинские туристы жили не в приюте, а в палатках, растили бороды и набирали как можно больше сил объедаясь камамбером, который предварительно был закуплен в местных лавках в очень большом количестве 🙂 Все нормальные европейские восходители живут в приюте Du Gouter, который находится еще на 600 метров выше, и идут на гору с маленькими рюкзаками, поскольку им нет необходимости нести с собой палатки, спальники, горелки и все остальные атрибуты туристической жизни. В общем они нас делали по скорости, а мы их по суровости и бородатости 🙂
Весь следующий день перед штурмом мы активно к нему готовились, а именно – спали, ели, снова спали, снова ели, еще раз спали, и еще раз ели – тяжело быть альпинистом 🙂
На этой оптимистичной ноте, пожалуй, нужно перейти к суровой правде. Главная особенность нашей стоянки была в том, что мы стояли у подножья печально знаменитого «Кулуара смерти» и именно здесь я в полной мере прочувствовал строки из песни Высоцкого – «И здесь за камнепадом ревет камнепад». Иногда ночью грохот камней был таким, что казалось, что вся гора развалилась. Мда, и этот кулуар нам нужно было перейти… два раза… -«Миша, может не надо?!», -«Оплачено. Идем!»
И вот он день Х – 13 сентября, сразу по окончанию 256-го дня в году, в 2:30 ночи мы выходим. Довольно быстро добираемся до кулуара и тут наступает тот момент, когда его просто нужно перебежать. Вот так просто взять и так же просто перебежать. Делается это по очереди для того, чтобы в целом у группы было больше шансов на выживание. Ребята! Как я потом уже понял, если выключить мозг и не думать, что тебя тут может в любую секунду завалить камнями, то это оказалась технически самая простая часть маршрута. Двадцать метров страха и адреналина в штанах и ты уже на другой его стороне.
А вот дальше начинается интересное. Напомню, что двигаемся мы ночью и видно только часть тропы под ногами, куда падает свет фонаря, т.е. какая тропа дальше остается загадкой (если конечно ты там еще не был). И вот после кулуара Миша нас останавливает, выдает веревку и говорит: «Привязываемся!». «Зачем? – подумал я – ведь до снега еще далеко». Но все оказалось значительно увлекательнее – впереди нас ждали 500 вертикальных метров скалы! И почему из лагеря этот подъем казался таким простым? С горем пополам к 7:30 утра мы выползли наверх, к приюту Гютера и здесь нас застал рассвет.
К сожалению мне не удалось в полной мере запечатлеть на камеру всего того великолепия первых лучей солнца над долиной Шамони, да и не передаст ни одна камера того, что видишь своими глазами. По пути нас обогнало довольно много восходителей, местные бегают туда как на прогулку в выходные. Встретили даже одного кадра, который был в одних шортах на термобелье и в каких-то кедах или недокроссовках на ногах. Обогнал он нас на первой трети маршрута туда, а на второй трети уже спускался навстречу. В этот момент чувствуешь себя каким-то ребенком 🙂
И вот, спустя шесть часов после Гютера, мы выходим на вершину! Скажу я вам это непередаваемое чувство подняться на свою первую самую высокую в Западной Европе настоящую альпинистскую вершину и, стоя там, понимать, что ты находишься выше всего, абсолютно всего, что находится до горизонта и даже дальше!!! Эмоции переполняют, чувства просто некуда девать!!! Но… «спускаемся вниз с покоренных вершин, оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце»…
Aspire to climb as high as you can dream…
😘😘😘😘😘❤️❤️❤️❤️